1.1.1. The Ollie
--------------------------------------------
Сложность(Ollie=1): 1
Зрелищность: 1
--------------------------------------------
Примечание:
В описаниях трюков, основанных на Ollie
"щелчковая" нога для регуляров - правая, для гуфи - левая,
"ведущая" нога для регуляров - левая, для гуфи - правая.
Полужирным шрифтом выделены специфические скейтерские понятия,
названия трюков, а также места, требующие особого внимания.
--------------------------------------------
[ олли] - Базовый прыжок вместе с доской, на котором фактически
основан весь современный скейтбординг.
Безусловно, на данном этапе развития, без Ollie невозможно
представить скейтбординг. Самый лёгкий базовый Flatland-трюк.
В Bерте на принципе Ollie построен Air ( вылет).
Air [ эир] появился даже раньше Ollie, его впервые сделал
в 79 году Алан « Олли» Гелфанд ( Alan «Ollie» Gelfand), по
его кличке и назван трюк. Затем в 93 году Air был перенесён в стрит-стиль,
благодаря Родни Маллену ( Rodney Mullen), этот вариант сейчас и
называется обычным Ollie.
Нужно понять: любой Flatland-трюк состоит из нескольких частей, одна из
которых - Ollie. Например Kickflip - 4 части:
1- Ollie,
2- Флип (в данном случае имеется ввиду само движение, закручивающее
доску на Kickflip),
3 - Кэч,
4- Приземление.
До того как учиться делать Ollie, рекомендуется поупражняться в
приседаниях.
Естественно высота трюка напрямую зависит от силы ног. Но у каждого скейтера
существует предел физических возможностей при выполнении Ollie, так
называемый "потолок", выше которого скейтер физически не сможет
прыгнуть вне зависимости от тренировки. Определить его можно по формуле x-100,
где х - Рост скейтера в см. Так скейтер с ростом 1.75 сможет сделать Ollie
максимально на 70 - 80 см.
Объяснение этой формуле таково: максимально человек может подпрыгнуть на
высоту, равную длине ноги, у обычного человека она приблизительно равна росту
минус 1 м.
Второй, не менее важный компонент - пластичность и ловкость скейтера,
которые необходимы для удержания «баланса прыжка» - равновесия во время полёта.
Если его потерять, доска отлетит в сторону, либо выскользнет в момент
приземления. Если сравнивать Ollie двухметрового амбала обладающего
ловкостью медведя и Ollie вёрткого школьника 5-классника, пусть первое
будет даже выше, второе всё равно будет смотреться выгоднее. Амбалу сложнее
будет садиться и все движения получатся судорожными, а школьнику проще будет
сделать всё размеренно.
У скейтеров высокого роста главный плюс - большая длина ноги, следовательно,
большой «потолок Ollie», главный минус - сложнее удержать баланс прыжка.
Скейтеры небольшого роста не могут делать очень высокое Ollie, но любой
трюк им приземлять легче, особенно это чувствуется во время выполнения трюков с
высоты. Должен существовать некий баланс в росте, силе и ловкости.
Главное при исполнении Ollie - сильнее щёлкнуть и в то же время резко
выпрыгнуть вверх, выводя за собой доску, причём выводить её надо не вперёд, как
сначала пытаются делать начинающие, а вверх.
Сначала нужно научиться отрывать доску от земли, стоя на месте, а только
потом пробовать Ollie на ходу. В то же время не стоит злоупотреблять
флэтованием на месте, потому что в будущем тебе сложнее будет учитывать
движущуюся под доской поверхность, когда будешь делать Ollie на
скорости. Это касается всех flat-трюков. Трюки, исполненные на месте, не
считаются трюками, так что нужно запомнить, что весь flatland -скейтбординг
должен быть ин моушн.
Итак,
--------------------------------------------
Постановка ног.
--------------------------------------------
По моему мнению, правильная постановка ног - 30-40% успеха при выполнении
любого трюка на скейтборде. Нужно ставить ноги так, чтобы было максимально
комфортно делать трюк, но при этом, не сильно искажая стандартную стойку. Ведущая
нога развёрнута на небольшой градус, основание большого пальца находится на
одной линии с болтами, на этой точке - большая часть веса ~70%, она находится
на центре деки или ближе к передним болтам. Расположение ведущей
ноги зависит от шкурки доски - если она в хлам истерта и "не
цепляет", то ногу нужно ставить ближе к центру, чтобы было больше места
для ведения. Через неё проходит абстрактная линия, удобнее её назвать осью
массы. Место на подошве тапка, где находится большой палец щелчковой
ноги, расположи на конце тейла. Колени согнуты, но не слишком сильно,
немного развёрнуты по направлению движения, ноги готовы высоко выпрыгивать.
Корпус сначала не нужно разворачивать по направлению движения, эта привычка
потом придёт сама, а на первых порах легче прыгать «боком».
--------------------------------------------
1. Щелчок и ведение.
--------------------------------------------
Щелчок - очень резкое движение ногой, заставляющее доску взлететь в
воздух. С силой выпрыгнув вверх, одновременно щелчковой ногой толкаешь теил
вниз, как рычаг, но не перенося веса, и щёлкаешь им об землю. Когда ты
начинаешь подниматься в воздух, по инерции прыжка отрываешь ноги с доской от
плоскости. В этот момент и складывается иллюзия, что доска сама прилипает к
ногам.
От силы щелчка во многом зависит высота Ollie.
Одна из самых распространённых ошибок - когда скейтер вместо щелчка
просто переносит вес на теил и тот оказывается на земле, прижатый щелчковой
ногой. Чтобы этого не было, нужно делать щелчок намного сильнее и не
переносить вес на теил.
Ведение - движение ведущей ногой, корректирующее траекторию
полёта доски после щелчка. Т.е. если бы после сильного щелчка на
пути у доски не было препятствий, то скорее всего она отлетела бы назад, по
ходу движения.
Ведение придаёт доске траекторию Ollie. Вести ногу нужно начинать
одновременно с щелчком. Ведение - скольжение определённой зоной
на тапке по гриптейпу, зона эта находится в области мизинца. Так можно
определить stance [ст энс] любого скейтера, исключая день, когда
он прикупил новые тапки. Если в этом месте потёртость, заплатка ( ollie pad)
или дырка у скейтера на левой ноге, значит он регуляр, наоборот - гуфи.
Очень важное значение в Ollie, а следовательно во всём флэтовом
скейтбординге, играют руки. Для того чтобы нормально вывести Ollie
одного движения ведущей ноги вверх недостаточно. После того, как ты
выведешь доску вверх по шкурке, её передняя часть будет задрана, что смотрится
недоделано, поэтому доску нужно вытянуть хотя бы до горизонтального положения,
а лучше, чтобы передняя часть в высшей точке полёта была немного наклонена
вниз. В этот момент ведение должно постепенно поменять траекторию,
переходя из вертикального в горизонтальное, и в следующий момент нога уже будет
скользить не вверх, а вперёд (для рег. - влево, для гуфи -
вправо). Тут-то и будут необходимы руки, потому что легче всего вытянуть доску
ногами, находясь в воздухе - опереться на массу рук и плеч. У всех скейтеров
движения рук в момент выполнения флэт-трюков внешне могут быть непохожи, в
зависимости от особенностей стиля, но принцип останется неизменным.
Перед самым трюком держи кисти на уровне пояса, так рукам будет больше
пространства для вскидывания вверх в момент прыжка. Выпрыгивая, ты одновременно
с силой поднимаешь руки, как будто собираешься по-птичьи взлететь. Руки всей
своей массой резко набирают большую скорость. Именно на инерцию этой скорости,
помогая плечами, ты и будешь опираться, находясь в воздухе, выводя доску в
горизонтальное положение и далее.
Это очень здорово облегчает выполнение Ollie, но если движения рук будут
дёрганными, портит ощущение лёгкости выполнения со стороны.
Когда ты уже готовишься садиться, держи руки немного расправленными, чтобы в
случае неожиданного падения они готовы были смягчить или отвести удар, помочь
тебе удержать равновесие, устояв на доске.
Существует распространённая проблема, связанная с ведением: если щелчковая
нога после щелчка слишком быстро отталкивается от плоскости, а силы ведения
не хватает на то, чтобы задняя часть доски прилипала к щелчковой ноге,
доска не успевает также быстро взлететь вслед за ногой и в результате отлипает
от неё. Из-за этого трюк выглядит крайне неуклюже. Эту проблему исправит
практика. Нужно сильнее делать ведение. Нога должна привыкнуть к тяжести
доски, полностью контролировать её. В идеале в высшей точке трюка задняя часть
доски должна давить на стопу щелчковой ноги. Эта проблема характерна
тем, кто, научившись Ollie, часто делает flip-трюки, забывая
тренировать Ollie в чистом виде.
--------------------------------------------
2. Высшая точка полёта, середина трюка.
--------------------------------------------
Когда у тебя кончается вертикальная инерция, ты, перестав набирать высоту,
какой-то момент летишь на одной высоте.
Это середина трюка. Во время выполнения flip-трюков в этот момент
доска, завершив оборот, ловится ногами (совершается кэч). А во время
трюков с общим вращением (таких как f/s 180 Ollie) скейтер в этот момент
должен быть развёрнут на 90°
Чтобы в будущем, во время обучения flip-трюкам, было легче делать кэч
правильно, старайся в высшей точке полёта располагать ступни на болтах.
--------------------------------------------
3. Приземление.
--------------------------------------------
При приземлении с высоты больше 1,5 метров, нужно ставить ноги на болты, дабы
избежать неприятного хруста ломающейся надвое доски.
Садиться нужно как обычно, на полусогнутые, пружинящие ноги, желательно
чтобы ось массы была посередине или доминировала на ведущей ноге.
Обе ноги амортизируют посадку.
--------------------------------------------
Bone.
--------------------------------------------
Bone [б он] - дополнительный приём, увеличивающий высоту Ollie
у профессионалов - вытягивание доски далеко вперёд. Эффективен только при
условии что без bone Ollie итак очень высокое: если высоты будет
недостаточно, нормально вывести не получится и эффект будет только
отрицательный.
На первых порах нужно учиться делать Ollie с bone на трамплинах,
либо с высоты. Нужно очень чётко уметь делать Air Transfer. Обычно его
только так и делают.
Для того чтобы легче получилось вытянуть bone, перед трюком нужно
поставить ведущую ногу ближе к центру деки или на него, а само
ведение должно быть сильным и резким.
Ведущая нога после взлёта и ведения продолжает вытягивать доску
вперёд и оказывается почти в горизонтальном положении, щелчковая
увлекаемая шкуркой, подгибается, ступня кладётся на внешний бок, тапок
оказывается на боку, прижатый к шкурке, а колено направляется назад. В итоге
получается, что от тапка щелчковой ноги до головы остаётся ~30-40 см, а доска оказывается
далеко впереди. Затем ноги быстро, но не резко возвращаются в обычную стойку,
это чем-то напоминает ведение, только щелчковой ногой, как при Nollie.
Если сделать это движение слишком отрывисто, ты потеряешь контроль над доской и
она улетит в сторону.
С bone Ollie выше на 20 – 30 см.
Выглядит намного изящнее.
--------------------------------------------
Выполнение Ollie через препятствие.
--------------------------------------------
Почему-то попытки повторить заученное движение во время езды не сразу
увенчиваются успехом. Когда на месте Ollie получается уже легко, нужно
пытаться перепрыгнуть какое-то препятствие. Как сказал Тэнк: "С первого
раза никто не прыгал...". На этом этапе есть очень распространённая
ошибка: на подходах к объекту начинаешь судорожно выпрыгивать и выводить доску
в полёт и при этом раньше чем нужно переносить передний трак за объект (на
место предполагаемого приземления), а потом завершать прыжок, перенося задний.
Как обычно в таких случаях не хватает скорости, потому что есть принцип
"не стоит шибко разгоняться в первый раз..." и объект благополучно
накрывает скейтом... Дабы избежать такого безобразия, запомни несколько
советов:
1. Движения при выполнении Ollie на ходу ничем не отличаются от движений
при выполнении Ollie на месте, т.е. для того чтобы сделать трюк на ходу
легче всего представить, что делаешь его на месте.
2. Скорость должна быть не слишком маленькой, достаточной для того, чтобы
перелететь объект. Огромная скорость на первых порах чревата болезненными
падениями на объект.
3. Начинать выпрыгивать нужно пропорционально скорости: чем больше скорость,
тем раньше выпрыгиваешь.
4. Не стоит раньше времени касаться земли передней подвеской: дай объекту время
оказаться у тебя за спиной, освободив место под ногами для приземления.
--------------------------------------------
Выполнение Ollie на уличных лестницах или высоких парапетах.
--------------------------------------------
Помимо банального правила про болты и ось массы нужно добавить ещё
кое-что важное про приземление.
Когда неопытные скейтеры садятся с высоты, они больше похожи на автомобильные
насосы в сложенном состоянии. И как у них на носу не остаётся царапин от
гриптейпа? А потом они удивляются, почему так болят суставы...
Вообще существует несколько способов посадки с высоты, в зависимости от трюка и
скорости (например, после скольжений на уличных рельсах удобнее разворачивать
корпус с коленями вперёд, по направлению движения), а с обычных Flatland-трюков
легче садиться, как описано ниже.
Перед самой посадкой редко кто додумывается, что в момент удара выгоднее
принять большую часть инерции не на одни многострадальные суставы, а на
поясницу, в то время как пружинящие ноги должны очень упруго встретить удар, в
крайнем случае, сустав должен прогнуться максимум на 90°. Только не
переусердствуй с сопротивлением ног, выпрямлять их до конца - наверняка
заработать серьёзный перелом. Также не надо тужиться, напрягая ноги в самом
полёте, доска наверняка отлетит в сторону. Напрячь ноги нужно только перед самым
ударом, как будто отталкиваешься от земли во время удара. Если движения ног
были верны, основная сила удара (инерция твоей скорости) придётся на поясницу и
корпус. Еще важный момент - чтобы потом не болела спина и позвоночник -
старайся не сутулиться. Корпус резко тряханёт вниз, ты молниеносно окажешься
согнутым пополам, чтобы не потерять баланс, используй руки, которые во время
полёта были расправлены в оптимальной форме для коррекции баланса, где-то на
уровне плеч. Далее начнётся привычная езда на большой скорости.
Также крайне неприятно приземление на пятки - их можно сильно отбить. Обе
пятки должны находиться за краем деки, на них не должен приходиться
какой-либо вес - для этого лучше использовать всю остальную поверхность стопы.
Суставы стопы, как и коленные, должны очень упруго принять удар приземления.
О высоте есть очень важное правило:
Чем больше скорость при совершении Ollie с высоты, тем мягче и легче
посадка.
В качестве примера можно смоделировать аналогичную ситуацию: если самолёт,
находясь на небольшой высоте над посадочной полосой, будет садиться под слишком
крутым углом (при нехватке скорости), то уже заранее можно снаряжать пожарных и
МЧС отскребать этот самолёт от посадочной полосы.
Поэтому любой пилот старается минимизировать угол посадки, чтобы скорость
земного притяжения слилась с существующей скоростью самолёта и перешла в
скорость езды по взлётной полосе, которой уже легче управлять.
Поскольку скейтеры не имеют столь тонких навигационных возможностей, то единственный
способ уменьшить угол посадки - увеличить собственную скорость, чтобы удар
приземления был максимально скользящим.
Перед попытками делать трюки с высоты рекомендуется почаще проверять кингпин
на наличие трещин, ему трюки с высоты дорого даются, а сломать кингпин
на очень большой скорости - ну... очень неприятно.
--------------------------------------------
The Ollie - в двух словах.
--------------------------------------------
1. Ollie [ олли] - Базовый прыжок вместе с доской.
2. Принцип. Главное при исполнении Ollie - сильнее
щёлкнуть и в то же время резко выпрыгнуть вверх, выводя за собой доску.
3. Ноги. Ведущая нога развёрнута на небольшой градус, основание
большого пальца находится на одной линии с болтами, на этой точке - большая
часть веса ~70%, она находится на центре деки или ближе к передним
болтам. Носок щелчковой ноги на конце тейла. Колени согнуты, но
не слишком сильно, немного развёрнуты по направлению движения, ноги готовы
высоко выпрыгивать.
4. Щелчок. С силой выпрыгнув вверх, одновременно щелчковой
ногой толкаешь теил вниз, как рычаг, но не перенося веса, и щёлкаешь им
об землю. Когда ты начинаешь подниматься в воздух, по инерции прыжка отрываешь
ноги с доской от плоскости. От силы щелчка зависит высота Ollie.
5. Ведение - движение ведущей ногой, определённой зоной на
тапке по гриптейпу, корректирующее траекторию полёта доски после щелчка.
Ведение придаёт доске траекторию Ollie. Вести нужно одновременно
с щелчком.
6. Приземление. При приземлении с высоты больше 1,5 метров, нужно
ставить ноги на болты.
Садиться нужно, на полусогнутые, пружинящие ноги, желательно чтобы ось массы
была посередине или доминировала на ведущей ноге. Обе ноги амортизируют
посадку.
7. Препятствия. Во время выполнения Ollie через препятствие
существует очень распространённая ошибка: на подходах к объекту начинаешь
раньше, чем нужно переносить передний трак за объект (на место предполагаемого
приземления), а потом завершаешь прыжок, перенося задний.
Не стоит раньше времени касаться земли передней подвеской: дай объекту время
оказаться у тебя за спиной, освободив место под ногами для приземления.
8. Высоты. Перед самой посадкой в момент удара выгоднее принять
большую часть инерции на поясницу, в то время как пружинящие ноги должны очень
упруго встретить удар. Напрячь ноги нужно только перед самым ударом. Но чтобы
потом не болела спина и позвоночник - старайся не сутулиться.
Также крайне неприятно приземление на пятки - их можно сильно отбить. Обе Пятки
должны находиться за краем деки, на них не должен приходиться какой-либо
вес - для этого лучше использовать всю остальную поверхность стопы.
9. Правило о высоте: Чем больше скорость при совершении Ollie с высоты,
тем мягче и легче посадка.
10. Следствие: Единственный способ уменьшить угол посадки - увеличить
собственную скорость, чтобы удар приземления был максимально скользящим.
Ollie - единственный трюк, который нужно приземлять со 100 %
уверенностью, и недопустима фраза "олли не получилось". Нужно делать
трюк рефлекторно, не задумываясь куда вести и как щёлкать. Один из трюков, про
которые говорят: Надо просто набить руку (в нашем случае ногу) и не напрягаться
- как и во всех остальных успех зависит от практики.
|